Концепт столкновения цивилизаций Сэмюэла Филлипса Хантингтона

Концепция Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» — одна из наиболее популярных геополитических концепций 90-х годов. Возникшая из статьи в журнале «Foreign Affairs», которая вызвала наибольший резонанс за всю вторую половину XX века, она по-новому описывает политическую реальность наших дней и дает прогноз глобального развития всей земной цивилизации.

Для вдумчивого анализа ситуации в мире и эффективного воздействия на нее необходима какая-то упрощенная карта реальности, некая теория, модель, парадигма. На протяжении сорока лет в области международных отношений было принято думать и действовать в рамках крайне упрощенной, но весьма полезной модели «холодной войны». После падения коммунистического мира международная система времен «холодной войны» стала историей. Когда прежняя парадигма не способна объяснить новые факты, ее следует заменить иной парадигмой, которая способна более удовлетворительно толковать их. Было разработано несколько альтернативных моделей мировой политики:

Полицивилизационная парадигма

Полицивилизационная парадигма С. Хантингтона представляет собой пятую схему для понимания того, что происходит в мире в начале XXI века. Рассматривая мир в рамках семи или восьми цивилизаций, эта модель не приносит реальность в жертву теоретизированию, как в случае с парадигмами одно- и двухполюсного мира; в то же время она не жертвует абстрагированием в пользу реальности, как статистическая и хаотическая парадигмы. Полицивилизационная модель обеспечивает упрощенную — но не слишком — систему понимания мира и определения того, что важно и что не важно среди многочисленных конфликтов: современный мировой порядок определяется взаимоотношениями между цивилизациями (наиболее широкими кругами культурной идентичности), среди которых С.Хантингтон выделяет такие: африканская, буддистская, западная, индуистская, исламская, латино-американская, православная, синская (китайская), японская цивилизации. Страны группируются вокруг ведущих или стержневых государств своих цивилизаций (таким образом устанавливается внутрицивилизационный порядок). В глобальной политике интересы своей цивилизации представляет ее ведущая (стержневая) страна. Таким образом, мировой порядок во многом определяется соглашениями между стержневыми государствами цивилизаций. Наиболее опасны для мировой стабильности локальные конфликты между группами или государствами из различных цивилизаций.

Культурная идентичность

Цивилизация

Цивилизация: это понятие имеет два значения:

  1. Цивилизация как единственная таковая, т. е. состояние, противоположное примитивному, первобытному, «варварскому»
  2. Цивилизация как одна из многих — это «наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей». Именно цивилизации как наивысшие культурные общности и являются предметом рассмотрения данной книги; однако не все, а те, которые принято считать главными цивилизациями в истории человечества

Важнейшие из ныне существующих цивилизаций

Цивилизация означает культурную целостность повсюду, кроме Германии. Немецкие мыслители девятнадцатого века провели четкую грань между понятиями «цивилизация» (куда они включили технику, технологию и материальные факторы) и «культура» (ценности, идеалы, высшие интеллектуальные, художественные и моральные качества общества). Это разделение до сих пор принято в Германии, но больше нигде. И цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, цивилизация — это явно выраженная культура. Ключевые культурные элементы, определяющие цивилизацию: происхождение, религия, стиль жизни, язык, традиции, ценности, социальные институты. Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным является религия (поскольку люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания могут вести кровопролитные братоубийственные войны, как это случалось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане).

Взаимоотношения между ныне существующими цивилизациями:

  1. До 1500 г. н.э. — случайные контакты между цивилизациями, разделенными расстояниями и ограниченным количеством транспортных средств, способных пересечь эти расстояния. В основном коммерческие, культурные и военные взаимоотношения развивались внутри цивилизаций. Наиболее значительные межцивилизационные контакты имели место, когда люди из одной цивилизации покоряли, уничтожали или порабощали народы другой. Как правило, эти контакты были кровопролитными, но короткими, и носили эпизодический характер
  2. Конца XV в. случайные и непродолжительные контакты между цивилизациями уступили место непрерывному, всепоглощающему однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации. «Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут». На протяжении четырехсот лет отношения между цивилизациями заключались в подчинении других обществ западной цивилизации. Приход к власти марксизма сначала в России, затем в Китае и Вьетнаме стал переходной фазой (двухполюсный мир) от европейской международной системы к полицивилизационной международной системе
  3. В XX веке взаимоотношения между цивилизациями перешли от фазы, характеризующейся однонаправленным влиянием одной цивилизации на все остальные, к этапу интенсивных, непрерывных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. В двадцатом веке снижается могущество Запада по сравнению с влиянием других цивилизаций. Баланс военного и экономического могущества, а также политического влияния изменился. Уже не являясь просто объектами создаваемой Западом истории, не-западные общества становятся движущими силами и создателями как собственной, так и западной истории

Pаспределение культур в мире отражает распределение власти

В течение всей истории экспансия власти какой-либо цивилизации обычно происходила одновременно с расцветом ее культуры, и почти всегда эта цивилизация использовала свою власть для утверждения своих ценностей, обычаев и институтов в других обществах.

Насколько связаны модернизация и вестернизация

Изначально они тесно связаны, и не-западные общества, впитывая значительные элементы западной культуры, достигают прогресса на пути к модернизации. Однако с увеличением темпов модернизации удельный вес вестернизации снижается и происходит возрождение местных культур. Итак, во время ранних этапов изменений, вестернизация поддерживает модернизацию. На более поздних этапах модернизация стимулирует возрождение местной культуры и религии. Это возрождение происходит на двух уровнях. На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.

Ответы на влияние Запада

Реакцию не-западных обществ можно отнести к одному из трех вариантов:

  1. Отторжение как модернизации, так и вестернизации. Однако в ХХ веке усовершенствования в транспорте и коммуникациях, а также глобальная взаимозависимость сделали цену изоляции крайне высокой. Она доступна лишь небольшим сельским обществам, желающим существовать на грани выживания
  2. Кемализм: принятие и модернизации, и вестернизации с распростертыми объятиями. Пример: курс Мустафы Кемаля Ататюрка на техническую модернизацию через культурную вестернизацию Турции
  3. Реформизм: попытка скомбинировать модернизацию с сохранением центральных ценностей, практик и институтов родной культуры общества. Например: японский опыт технической модернизации без культурной вестернизации, девиз «японский дух и западная техника». Помимо Японии, еще и Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия стали современными государствами, не став западными. Китай также вступил на путь реформ

Смещающийся баланс цивилизаци

Сейчас снижается и будет снижаться дальше могущество Запада по сравнению с мощью других цивилизаций. Наиболее значительное усиление могущества приходится на долю азиатских цивилизаций (и так будет продолжаться и далее), и Китай постепенно прорисовывается как общество, которое скорее всего бросит вызов Западу в борьбе за глобальное господство.

13 Упадок Запада

Упадок Запада характеризуется такими аспектами:

Цивилизации, бросающие вызов Западу

Синская, японская и мусульманская — самые динамичные цивилизации последней четверти ХХ века. Как азиаты, так и мусульмане подчеркивают превосходство своих культур над западной. Люди из других не- западных цивилизаций — индусской, православной, латиноамериканской, африканской, — напротив, могут говорить о самобытности своих культур, но в середине девяностых они не решались провозглашать свое превосходство. Азиатская самоуверенность основана на экономическом росте; уверенность в себе мусульман в значительной мере является результатом социальной мобилизации и роста населения.

Азиатское самоутверждение

Экономический рост Восточной Азии начался в Японии 1950-х, затем распространился на «Четырех Тигров» — Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, а затем и на Китай, Малайзию, Таиланд, Индонезию; сейчас он приходит в Индию, Филиппины и Вьетнам. Экономический успех объясняется азиатской культурой, которая превосходит культуру Запада, где имеет место культурный и социальный упадок. Благополучие начинает отождествляться с азиатской культурой и азиатскими ценностями. «Англосаксонская модель развития, перед которой все преклонялись последние четыре века как перед лучшим способом модернизации экономики развивающихся стран и строительства жизнеспособной политической системы, сегодня не работает», — полагают в Восточной Азии. На ее место приходит восточноазиатская модель, и страны от Мексики и Чили до Ирана и Турции, а также бывшие советские республики пытаются извлечь уроки из этого успеха. Азия должна «донести до всего остального мира эти азиатские ценности, которые имеют универсальную ценность...» Культурное утверждение следует за материальным успехом.

Исламское возрождение

(Исламское — С. Хантингтон пишет с большой буквы, поскольку этот термин обозначает исторические события, не менее важные чем Американская революция, Французская революция, Русская революция, протестантская Реформация): в то время как духовный подъем Восточной Азии был обеспечен впечатляющими темпами экономического роста, Исламское возрождение было обеспечено впечатляющими темпами роста населения, а также нефтяным бумом 1970-х, который повысил благосостояние и могущество многих мусульманских народов, а также позволил им перевернуть взаимоотношения господства и подчинения, которые существовали у них с Западом. Исламское возрождение состоит из принятия современности (т. е. модернизации), отвержения западной культуры и возвращения к исламу как проводнику в жизни и в современном мире. Исламский «фундаментализм», который часто воспринимается как политический ислам, является всего лишь одной из составляющих в намного более всестороннем процессе возрождения исламских идей. Это — широкое интеллектуальное, культурное, социальное и политическое движение, распространившееся на весь мусульманский мир от Марокко до Индонезии и от Нигерии до Казахстана.

Возникающий порядок цивилизации

Структура цивилизаций

Подобно племенам и нациям цивилизации имеет политическую структуру:

Для успешного переопределения должны быть выполнены как минимум три условия:

  1. Политическая и экономическая элита страны должна с энтузиазмом воспринимать и поддерживать данное стремление
  2. Общество должно как минимум молча соглашаться с переопределением идентичности (или стремится к этому)
  3. Преобладающие элементы в принимающей цивилизации (в большинстве случаев в этой роли выступает Запад) должны хотя бы желать принять новообращенного. На данный момент процесс переопределения идентичности нигде не увенчался успехом. Разорванные страны: Россия, Турция, Мексика

Россия

Россия является разорванной страной на протяжении нескольких столетий, в отличие от Мексики (разорванная страна в течение десятилетия) или Турции (нескольких десятилетий), Россия является еще и стержневым государством православной цивилизации. Если Россия примкнет к Западу, православная цивилизация перестанет существовать. Взаимоотношения России с западной цивилизацией можно разделить на четыре фазы:

  1. До царствования Петра Великого (1689-1725) Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада и практически не подвергались влиянию основных исторических феноменов, присущих западной цивилизации. Античное наследие — единственная из восьми ранее перечисленных отличительных характеристик западной цивилизации, присущая и России (через Византию). Во всем остальном российская цивилизация — это продукт самобытных корней Киевской Руси и Москвы, существенного византийского влияния и длительного монгольского правления. Эти факторы определили общество и культуру, которые мало схожи с теми, что развились в Западной Европе
  2. Петр Великий, в стремлении сделать свою страну современной и западной, усилил азиатские черты России, доведя до совершенства деспотизм и искоренив любые потенциальные источники политического и общественного плюрализма. Он положил начало тесной связи, которая в России установилась между модернизацией и вестернизацией, с одной стороны, и деспотизмом — с другой. Петр создал разорванную страну и в XIX в. западники и славянофилы вместе сокрушались по поводу этого состояния, рьяно споря, стать ли России полностью европеизированной или прислушаться к истинно русской душе
  3. Большевистская революция положило начало новой фазе взаимоотношений, весьма отличной от предыдущего двухсотлетнего противоречивого периода. Во имя идеологии, созданной на Западе, была создана политико-экономическая система, которая на Западе не могла существовать. Коммунистическая Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего. Она первой осуществила пролетарскую революцию, которая вскоре должна была распространиться на весь мир. Приняв западную идеологию и использовав ее, чтобы бросить Западу вызов, русские в каком-то смысле получили более тесные и прочные связи с Западом, чем в любой иной период своей истории
  4. Крах коммунизма и Советского Союза возобновил прежние споры об истинной идентичности России. Когда русские перестали вести себя как марксисты и стали вести себя как русские, разрыв между ними и Западом увеличился. Западный демократ мог вести интеллектуальные беседы с советским марксистом. А вот сделать это с русским православным националистом для него будет невозможно. По отношению к центральному вопросу идентичности Россия в 1990-х оставалась разорванной страной, а западно- славянофильский дуализм — неотъемлемой чертой национального характера

Россия и ее ближнее зарубжье:

Если СССР был сверхдержавой с глобальными интересами, то Россия — это крупная держава с региональными и цивилизационными интересами. Россия, являясь ядром православной цивилизации, тесно связана с внутренним кольцом, в которое входят две преимущественно славянские православные республики — Беларусь и Молдова, Казахстан (40% населения — русские), Армения — исторически верный союзник России.

Результатом этого раскола может быть:

  1. Вооруженный конфликт между украинцами и русскими — маловероятен
  2. Более вероятный вариант развития ситуации — раскол Украины по линии разлома на две части, восточная войдет в состав России. В таком случае «обрезок» униатской и прозападной Украины может стать жизнеспособным только при активной и серьезной поддержке Запада. Такая поддержка может быть оказана только в случае значительного ухудшения отношений между Россией и Западом
  3. Наиболее вероятный сценарий: Украина останется единой, останется расколотой, останется независимой и в целом будет тесно сотрудничать с Россией. Российско-украинские отношения образовывают ядро, необходимое для единства православного мира (подобно франко-немецкому ядру Западной Европы)

Россия и Запад

Завершение «холодной войны» потребовало заново определить баланс сил и разделение сфер влияния между Россией и Западом:

Ислам

Две фундаментальные, изначальные структуры исламского мира — семья, клан, племя, с одной стороны, и понятия культуры, религии, империи на самом высоком уровне — с другой стороны. Центрами лояльности и преданности в исламе всегда были небольшие группы и великая вера: племя и умма, а национальное государство никогда не имело такого большого значения, как на Западе. Отсутствие исламского стержневого государства — основная причина продолжающихся внутренних и внешних конфликтов, присущих исламу. Исламское стержневое государство должно обладать экономическими ресурсами, военной мощью, организаторскими способностями, а также исламской идентичностью и преданностью. В качестве вероятного исламского лидера время от времени упоминаются шесть стран, однако в настоящее время ни одна из них не обладает всеми необходимыми качествами.

  1. Индонезия — самая крупная мусульманская страна и ее экономика растет быстрыми темпами. Однако она расположена на периферии ислама, слишком далеко от арабского центра. Ислам в ней более мягкий, как это и принято в Юго-Восточной Азии. Культура Индонезии — это смесь туземного, мусульманского, индуистского, китайского и христианского влияния
  2. Египет — арабская страна с большим населением, занимает центральное, стратегически важное место на Ближнем Востоке. Но это бедная страна, экономически зависимая от США, контролируемых Западом организаций и арабских стран с богатыми нефтяными запасами
  3. Иран обладает размером, центральным расположением, населением, историческими традициями, нефтяными ресурсами и средним уровнем экономического развития, однако 90% мусульман мира — сунниты, в то время как в Иране преобладают шииты. К тому же исторически между персами и арабами сложились антагонистические отношения
  4. Пакистан обладает размером, населением, военной мощью, однако является относительно бедной страной, страдающей от серьезной внутренней этнической и региональной раздробленности, политической нестабильности и проблемы поддержания безопасности с Индией
  5. Саудовская Аравия — колыбель ислама, там расположены самые почитаемые святыни, она обладает самыми крупными в мире запасами нефти и, следовательно, финансовым влиянием, ее правительство ведет общество по исключительно исламскому пути. Однако относительно небольшое население Саудовской Аравии и географическая уязвимость делают ее зависимой от Запада в плане безопасности
  6. Турция обладает историей, населением, средним уровнем экономического развития, национальным единством, военными традициями и компетенцией, чтобы стать стержневым государством ислама. Однако Ататюрк, четко определив Турцию как светскую страну, не дал ей перенять эту роль по наследству у Оттоманской империи. Пока Турция продолжает определять себя таким образом, роль лидера ислама ей заказана. Отказавшись от светскости как чуждой ей идеи, Турция может превратиться из страны- изгоя западной цивилизации в ведущую державу исламского мира.

Новый мировой порядок

Столкновения цивилизаций

Взаимоотношения между цивилизациями

По степени антагонистичности можно поделить на такие категории:

Вопросы, которые стоят на повестке дня в международных отношениях: это области, в которых Запад сталкивается с проблемами по защите своих интересов перед не-западными обществами:

  1. Распространение оружия массового поражения: стержневые государства и страны, которые являются или стремятся быть доминирующими в своем регионе державами, имеют особый стимул к приобретению ядерного оружия. Политика Запада, направленная на сдерживание этого процесса, в конце концов обязательно провалится. Распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения — это центральная составляющая медленного, но неминуемого рассеивания силы в полицивилизационном мире
  2. Права человека и демократия: сегодня почти все не-западные цивилизации сопротивляются насаждению западного понятия «прав человека» в качестве универсальной общечеловеческой ценности. Рост экономики азиатских стран делает их все менее восприимчивыми к давлению Запада в области прав человека и демократии. Если демократия придет в азиатские страны, то это произойдет потому, что все более влиятельные азиатская буржуазия и средний класс захотят этого. Снижается желание Запада поддерживать демократию в мире после «холодной войны»: в не-западных обществах открытые и демократические выборы приводят к власти антизападных националистов и фундаменталистов
  3. Иммиграция — европейцы XIX в. были доминирующей расой по демографическому вторжению, они покоряли и обживали менее густонаселенные земли, экспорт людей был наиболее важным аспектом расцвета Запада. Однако к концу ХХ в. миграционный поток поменял свое направление: новые иммигранты приезжают в Европу и США в основном из не-западных обществ. При этом естественный рост населения в США очень низок, а в Европе практически равняется нулю. Именно на мигрантов приходится большая часть будущего роста населения в европейских странах. При этом мусульманские общины (к началу 1990-х две трети иммигрантов в Европу были мусульманами) не интегрируются в принявшие их культуры. Многие американцы все еще рассматривают свою страну как основанную европейцами, чьи законы являются британским наследием, чьим языком является английский, чьи институты и общественные учреждения находятся под влиянием классических западных норм, чья религия имеет иудео-христианские корни и чье величие изначально объясняется этикой протестантского отношения к труду. С 1990-х растет недовольство общественности иммиграцией, которую считают угрозой для американской культуры. Мексиканские иммигранты склонны сохранять свою мексиканскую идентичность, они сконцентрированы на юго-западе Соединенных Штатов, в районе, который был аннексирован Штатами после победы над Мексикой в середине XIX в. экономическое развитие Мексики наверняка вызовет у мексиканцев реваншистские настроения

Конфликты между цивилизациями

Конфликты существуют на нескольких уровнях:

Конфликты по линиям разлома

Локальные конфликты по линиям разлома между мусульманами и немусульманами

Какими факторами обусловлен всплеск в конце ХХ века войн вдоль линий разлома и ведущая роль мусульман в них? Эти войны имеют свои корни в истории. В прошлом бывало, что между разными цивилизационными группами на протяжении веков периоды взаимной подозрительности чередовались с жестокими вспышками насилия. И в настоящем живут воспоминания о прошлых событиях. Почему в конце ХХ века вновь началась полоса насилия? Одной из причин стали изменения в демографическом балансе. Численный рост одной группы порождает политическое, экономическое и социальное давление на другие группы и вызывает ответное противодействие. Почему в настоящее время мусульманские группы прибегают к насилию, причем как в рамках ислама, так и за его границами?

Структура локальной войны вдоль линии разлома

В ходе войны многочисленные идентичности постепенно исчезают, и преобладающей становится идентичность, наиболее значимая в конфликте. Почти всегда этой идентичностью является религия. Психологически религия является наиболее убедительным обоснованием для борьбы с «безбожным» противником. Практически — религиозное (цивилизационное) сообщество — это та наиболее широкая общность, к которой вовлеченная в конфликт местная группа может обратиться за поддержкой. Если в локальной войне между двумя африканскими племенами одно сумеет идентифицировать себя как мусульмане, а другое — как христиане, первое племя может надеяться на саудовские деньги, афганских муджахеддинов, иранское оружие и военных советников, а второе племя может рассчитывать на экономическую и гуманитарную помощь Запада и политическую и дипломатическую поддержку западных правительств. Локальная война становится войной религий, столкновением цивилизаций, чреватым последствиями для этих громадных сегментов человечества, а не только для ее непосредственной группы-участницы. Сегодня ведущие страны цивилизаций видят необходимость не допустить поражения в локальном конфликте, ибо оно способно послужить пусковым механизмом для нарастающей череды потерь.

Уровни вовлеченности стран и групп в войны по линиям разлома

Ислам и Запад

Конфликт глобального уровня:

В конце ХХ века следующее сочетание факторов обострило конфликт между исламом и Западом:

Азия (Китай) и Запад (США)

Конфликт глобального уровня:

Будущее западной цивилизации

Значение термина «универсальная цивилизация»

  1. Если под универсальной цивилизацией имеется в виду то обстоятельство, что все люди в течение всей истории разделяли некоторые фундаментальные ценности и институты (например, убийство — это зло; семья — это базовый социальный институт), то это может определить некоторые константы в человеческом поведении, н не может осветить или объяснить историю, которая состоит из перемен в человеческом поведении. Кроме того, если термин «цивилизация» поднять и распространить на все, что есть общего у человечества в целом, нам придется изобретать новый термин для обозначения самых крупных общностей людей
  2. Термин «универсальная цивилизация» может обозначать то общее, что есть у цивилизованных обществ (например, города и грамотность), то, что отличает их от примитивных обществ и варваров. В этом смысле универсальная цивилизация действительно зарождается, поскольку исчезают примитивные народы. Цивилизация в этом смысле постоянно, в течение всей истории человечества, расширялась, и рост цивилизованности был вполне совместим с существованием множества цивилизаций
  3. Термином «универсальная цивилизация» некоторые считают «давосскую культуру»: каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почти у всех этих людей есть университетские степени по точным наукам, общественным наукам, бизнесу, праву; они работают со словами и/или числами, довольно бегло говорят по-английски; работают на правительства, корпорации и академические учреждения, у которых сильные международные связи, и часто выезжают за пределы своей родной страны. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации. Однако вне Запада эту культуру разделяет 1% мирового населения. Это далеко не универсальная цивилизация, а общая интеллектуальная культура элиты
  4. Была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создает универсальную цивилизацию. Этот аргумент не существенен: культурные увлечения всегда передавались от одной цивилизации к другой. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. Но это, как правило, либо технологии, либо мимолетные причуды, которые приходят и уходят, не изменяя базовой культуры заимствующей их цивилизации. Суть западной цивилизации — это Magna Carta (Великая хартия вольностей 1215 г.), а не Magna MacDonald's. Тот факт, что жители не-Запада могут укусить гамбургер, не подразумевает, что они примут первое
  5. Немного более усложненная версия универсальной массовой культуры фокусирует внимание не на товарах для потребления в общем, а на СМИ, скорее, на Голливуде, чем на кока-коле. Однако индустрия развлечений, эксплуатирующая универсальный человеческий интерес к любви, сексу, тайне, героизму и богатству, не равнозначна культурному преображению или сближению точек зрения и убеждений. Одинаковые образы, транслируемые в разных культурных общностях, вызывают совершенно различную реакцию. Кроме того, к началу девяностых модернизация и экономическое развитие в не- западных обществах стали приводить к возникновению локальных и региональных медиа- индустрий, удовлетворяющих определенным вкусам этих сообществ
  6. Широко распространенная концепция о том, что западная цивилизация есть универсальная цивилизация мира, является характерным продуктом западной цивилизации. Этой концепцией она оправдывает свое культурное господство над другими обществами и необходимость для этих обществ копировать западные традиции и институты. Тогда как «идея универсальной цивилизации находит мало поддержки в других цивилизациях. Не- Запады видят западным то, что Запад видит универсальным. То, что жители Запада объявляют мирной глобальной интеграцией, например распространение всемирных средств массовой информации, представители остального мира осуждают как гнусный западный империализм»

Почему западная цивилизация не является универсальной

Эта концепция строится на трех ложных предпосылках:

  1. Допущение, что падение советского коммунизма означает всеобщую победу либеральной демократии во всем мире. Однако две эти идеологии вовсе не представляют собой единственную альтернативу дальнейшего развития человечества, как представлялось во времена холодной войны. Более того, основные политические идеологии ХХ века являются порождениями западной цивилизации и по мере того, как мир уходит от господства Запада, сходят на нет эти идеологии, а на их место приходят религиозные и другие культурные формы идентификации
  2. Второе предположение основано на том, что усиливающееся взаимодействие между народами — торговля, инвестиции, туризм, СМИ, электронные средства связи — порождают мировую культуру. В том, что информационный поток между народами увеличивается, сомнений нет. Однако увеличивает или снижает торговля вероятность конфликтов? Факты не подтверждают либеральное, интернационалистическое допущение о том, что коммерция несет с собой мир. Ответом на глобализацию является глобальное религиозное возрождение
  3. Третий аргумент в пользу возникновения универсальной цивилизации рассматривает ее как результат широких процессов модернизации, которая идет с восемнадцатого века. Модернизация включает в себя: индустриализацию, урбанизацию, растущий уровень грамотности, образованности, благосостояния и социальной заботы, а также более сложные и многосторонние профессиональные структуры. Т. о. модернизация и есть то, что делает общество современным. Было бы ошибкой думать, что современное общество должно соответствовать единому типу — западному. Запад был Западом задолго до того, как он стал современным. Ключевые характеристики, которые отличают его от других цивилизаций, возникли раньше его модернизации. Модернизация не-западных обществ не только не означает их культурную вестернизацию, успешная модернизация, напротив, только усиливает местные культуры

Правила поддержания международного порядка в полицивилизационном мире