Корни тоталитаризма

По мнению Райха идеология национал-социализма была направлена на иррациональное в психике человека, и в своей политической борьбе фашистские лидеры апеллировали к чувствам, эмоциям, традициям, мифам, мечтам, страхам, манипулировали сознанием людей, лишая их эмоционального равновесия, так необходимого для критического и адекватного восприятия окружающей действительности.

По-видимому, после унизительного Версальского договора и в тяжелой социально-экономической и политической ситуации в образованном и культурном немецком обществе аккумулировалось огромное агрессивное напряжение, ожидание и неудовлетворенность, и нации нужны были победы, очевидные и быстрые пути достижения этих побед, нужны были внешние виновники, враги, чтобы массовая психика путем проекции разрешилась от бремени агрессии, чтобы спастись от крайне болезненного осознания собственной вины в создавшемся положении, чтобы избежать нарциссической травмы и нарциссического разрушения. В таких ситуациях внутренний голос критики, здравого смысла, голос сознательной и здоровой части Эго заглушается и приход фигуры Сверх-Отца, который укажет быстрый способ обрести былое самоуважение, достоинство, вернет социальную справедливость и накажет врагов, становится очень вероятным и харизматическая, популистская, аморальная фигура легко и быстро находит путь к сердцам и душам своих соотечественников. Мастерски манипулируя этими внутренними позывами, национал-социалисты быстро завоевали популярность среди определенных социальных слоев и демократическим путем пришли к власти.

Если мы обратимся к работе Зигмунда Фрейда «Психология масс и анализ Я», то получим психоаналитическое объяснение массовой, истерической и иррациональной поддержки фашистских идей и главного проводника этих идей Фюрера. Это, конечно же, концепция либидо масс, которое направлено на вождя и объединяющее нацию по горизонтали либидо между людьми, именно эта бурная энергия либидо и вызывает сужение сознания как в массе, так и у индивидов, человек помещает свой Идеал-Я в вождя, идеализирует его и идентифицируется с ним.

В отличие же от фашистских лидеров коммунистически ориентированные проповедники, и пропагадисты предпочитали взывать к рациональному в психике человека, они пытались привлечь внимание к социально-экономическим проблемам, к проблемам не справедливого распределения прибавочного продукта, прибавочной стоимости, проблеме общественного характера производства и частного способа распределения, антагонизма в производственных отношениях. Кроме того, фашистские лидеры не чурались прямой лжи и демагогии, и с легкостью каждой социальной группе (крупная буржуазия, мелкая буржуазия, квалифицированные рабочие, служащие, землевладельцы) давали взаимоисключающие обещания, но общественное мнение так же с легкостью игнорировало, можно сказать вытесняло, отрицало или рационализировало эти противоречия и слышала только то, что доставляло им удовольствие.

В дальнейшем после прихода к власти идеология национал-социализма была направлена на формирование характерологической структуры человека, которая позволяла бы выстраивать власти авторитарно-тоталитарное общество, это такие личностные качества, как покорность, страх пред свободой, патернализм, единомыслие, коллективизм, религиозность, мистицизм, социальная беспомощность, аскетизм, идеологический фанатизм, националистическая одержимость.

Главным звеном во взращивании и в культивировании таких авторитарно- тоталитарных ценностей и взглядов отводилось такому общественному институт как семья, а именно семья с авторитарно-патриархальным укладом.

В авторитарно-патриархальный уклад Вильгельм Райх включает, конечно же, жесткое подчинение отцовской фигуре, порицание самостоятельности, активности, националистическое воспитание, примитивизация роли материнской фигуры до репродуктивной функции и семейного ухода и самое главное, аскетическая мораль, морализм целью которой является — сексуальное подавление, торможение сексуального развития, сексуального становления и разрядки.

В результате искаженного сексуального становления, развития и функционирования детей, подростков, юношей, молодежи (это табуирование матурбации, запреты на проявление сексуальности, на сексуальное поведение, на сексуальное информирование, на сексуальные связи вне брака и сексуально-религиозное запугивание и в целом страх перед наслаждением) приводило к раздражительности, нервозности, физическому недомоганию, внушаемости, к тотальному или частичному торможению психического развития.

Прежде всего такая асексуальная пропаганда отражалась на функции восприятия разных модальностей, а следовательно вела и к заторможенному мышлению (мы можем вспомнить работу Зигмунда Фрейда «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве», где он выделяет три типа мышления ребенка — заторможенное, невротическое и сублимированное, Мелани Кляйн также выделяет в своей концепции зависимость познавательной и мыслительной функции от прохождения ребенком периода инфантильной сексуальности).

Вильгельм Райх особенно фокусируется на мистицизме, магическом сознании, которое формируется в результате сексуальной депривации. Из психологии известно, что любого вида психологические депривации (пищевая, звуковая, световая, кислородная депривация, депривация сна) ведут к измененному сознанию, в котором человек становится легко внушаем, подвержен суггестии, и естественно легко и охотно его мышление становится мистическим и такой человек, да еще в обществе себе подобных также легко невротизируется, истеризируется, ведется и управляется и живет разного рода паранойяльными, шизофреническими и маниакальными идеями, мифами и концепциями, так, например, манипулируют сознанием разного рода секты.

Сексуальная же депривация, запреты, ограничения, запугивания ведет не к краткосрочным явлениям измененного сознания, как в ситуации с физиологическими депривациями, а может приводить к очень серьезным психоневротическим, актуально-невротическим, психотическим и перверсивным явлениям, и как уже было сказано выше в целом к функциональной задержке психического развития. Следовательно, сексуальное подавление — это долгосрочная прививка от знания, от рациональности, от самостоятельности и от свободы и прививание мистицизма, инертности, аполитичности, внушаемости, и как говорит Вильгельм Райх: «сексуальное подавление — механизм подавления масс» или еще «подавление сексуальности — основной механизм контроля личности». Как пишет Райх такая искаженная сексуальная жизнь ведет к огрубению эротичности и в результате человек наполняется агрессией, жестокостью, черствостью, нетерпимостью и формируются садистические, гомосексуальные и перверсивные наклонности. Все это является хорошим строительным материалом для тоталитаризма, вождизма, культа личности и приветствуется действующей властью.