Сознание, бессознательное — и все, что между ними

«Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и силы, чем ты предполагал».

Для описания работы психики 3. Фрейд использовал метафору айсберга. Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля. Так думал Фрейд.

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

А. Неосознаваемые автоматизмы

Действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»).

Первичные автоматизмы (автоматические действия, процессы никогда не осознавались):

Вторичные автоматизмы (автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться):

Пример: игра на фортепиано (путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство).

Б. Явления неосознаваемой установки

Советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

Установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — к периоду, который ему предшествует.

Моторная установка:

Перцептивная установка (органы чувств участвуют):

Умственная установка (решение математического примера):

В. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Это непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика и вегетативные реакции (слезы, дрожь, изменения зрачка).

Пример: человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

Свойства бессознательных представлений:

Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

  1. Сновидения
  2. Ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)
  3. Невротические симптомы

Надсознательные процессы:

Примеры «надсознательных» процессов:

Вывод

Сознание — это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т. е. в ходе своего исторического развития.

Бессознательное — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.